Гений Патона

(4 марта 2015) 4 марта 1870 года родился великий ученый-механик и инженер, новатор в области сварки, мостостроения и строительной  механики, фундатор и первый руководитель Института электросварки АН Украины, Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской премии — Евгений Оскарович Патон.

Евгений Оскарович родился в французской Ницце, в семье русского консула. Получил блестящее домашнее образование. В 1892-1893 гг. проходил срочную службу в рядах Российской армии, служил в артиллерийских частях Киевского военного округа. Окончил Дрезденский политехнический институт в Германии по специальности инженер-строитель, после, уже как автор проекта Дрезденского вокзала, поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения в России, как специалист по сооружению мостов. В 1896—1907 гг. Патон работал в техническом отделе Николаевской (Петербургско-Московской) железной дороги. В 1907 году он стал начальником технического отдела службы пути Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги.

В 1934 году он организовал первый в мире Институт электросварки Академии наук УССР в Киеве, который с 1945 года носит его имя, и возглавлял его до конца своей жизни. В Институте электросварки Патон разрабатывал новые методы проектирования, расчета и создания сварных конструкций. Эти методы позволили значительно быстрее, дешевле и качественнее возводить корпуса производственных цехов, строить мосты, суда, цистерны, вагоны, паровые котлы, танки и т.д. Когда в США придумали сварку под флюсом, которая позволяет получать швы высокого качества, правительство СССР решило приобрести эту технологию. Следовало заплатить восемь миллионов долларов. Услышав про контракт, Патон обратился к правительству: не тратьте деньги, мы сами справимся. Евгений Оскарович сдержал слово и в его институте научились варить металл под флюсом. В 80 лет он руководил проектированием и строительством первого цельнометаллического 1542-метрового моста через Днепр в Киеве, который был создан без единой заклепки и назван именем Патона.
Most

Во время войны АН Украинской ССР эвакуировали на юг Урала — в Уфу. Но Патон решил, что его коллектив поедет в Нижний Тагил, ведь там находился завод, на котором внедряли технологии патоновцев. В этот город эвакуировали Харьковский паровозостроительный, Днепропетровский и Мариупольский металлургические заводы. Это позволило развернуть в Нижнем Тагиле производство танков Т-34. Чтобы сварить корпус бронированной машины, опытному сварщику нужно было трудиться целые сутки. Патон со своим коллективом в кратчайшие сроки создал автомат, выполнявший эту работу за пару часов. В 1943 году за вклад автоматической сварки в обороноспособность промышленности страны Патону было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В конце 1940 годов Патон разработал новый метод автоматической сварки под флюсом, значительно ускоривший процесс сварки. Этот его труд был отмечен Государственной премией.
сварка танков

материал подготовил
Роман Мунтян

Добавить комментарий

bn-of-rt bn-uslugi bn-ufms bn-anrussia bn-prch