(15 мая 2019) День вышиванки можно считать не только украинским, но и международным праздником. В модном мире вышивка остается на пике популярности последние несколько лет. Причем, в тренде не только рубашки, вышивкой вышивают платья, костюмы и даже верхнюю одежду.
Поэтому в День вышиванки в Украине, который в этом году отмечается 16 мая, мы решили проследить как украинский орнамент завоевал популярность в мире.
В 2017 году американское издание Vogue опубликовало статью «Влияние Украины на подиум больше, чем вы думаете», в которой автор объясняет, откуда взялась вышивка и почему имеет такую бешеную популярность.
Украинский давний костюм заметили и заинтересовались на Западе. Тогда можно было увидеть вышивку на модных показах, а одежду, украшенную украинским национальным узором – на многих зарубежных звездах.
Кстати, в этой статье журналистка Vogue не использует слово «embroidered shirt» (дословный перевод вышитая рубашка), а только транслитерирует украинский вариант «the vyshyvanka». То есть украинцы пополнили лексикон английского языка.
Но есть немало примеров с подиума, когда мировые дизайнеры использовали украинский орнамент и раньше.
Так, в 2005, легендарный французский дизайнер Жан-Поль Готье после визита в Украину представил свою «украинскую коллекцию».
Об украинской национальной идентичности коллекции во время показов свидетельствовало все. К примеру, сектора, на которые поделили зал, имели названия украинских городов: Житомир, Львов, Харьков, Ялта и другие. А Киевом Готье назвал сам подиум. Даже модели платьев имели названия украинских регионов: «Буковина», «Крым» и другие.
В основе дизайна, конечно же, была вышиванка. Ею Готье украсил большинство своих платьев. Модели тоже были одеты в жилеты, сделанные в виде традиционного украинского «кептарика», и темные кожаные пальто.
К слову, авторитетная модная редактор мира Анна Винтур (редактор американского Vogue), увидев коллекцию, признала – это лучшее, что когда-нибудь создавал кутюрье. Позже в платье из этой же коллекции голливудская актриса Гвинет Пэлтроу украсила обложку Vogue.
В 2008 арт-директор Dior Джон Гальяно представил коллекцию, в основу которой тоже легли украинские этномотивы. В коллекции доминировали темные цвета, а рукава блузок и подолы юбок модельер украсил вышивкой. Эту коллекцию критики назвали «замороженные украинские невесты», так как лица моделей разрисовали серыми и синими тонами – девушки напоминали Панночку из гоголевского «Вия».
«В Украине удивительные женские народные костюмы. Мы пересмотрели много литературы по истории этой одежды», – прокомментировал коллекцию стилист Жульен Дис.
Украинская этника заметна также в коллекции осень-зима 2008-2009, которую создала арт-директор Gucci Фрида Джаннини. Модельер украсила модели вышитыми орнаметами, среди которых доминировали геометрические элементы, типичные для национальных вышивок Подолья и Гуцульщины.
На показах осень-зима 2013-2014 сразу два модельера – Прабал Гурунг в Нью-Йорке и Гарет Пью в Париже – продемонстрировали коллекции, посвященные «украинским амазонкам». Обоих дизайнеров вдохновило боевое искусство «асгарда», которым владеют украинские девушки в Карпатах.
Анализируя свои коллекции, и Гурунг, и Пью говорили, что прообразом стали современные амазонки, которые живут в украинских Карпатах, не подпускают к себе мужчин и при этом борются против гендерного неравенства и торговли людьми. Однако оба дизайнера не видели этих женщин воочию, честно признавшись, что информацию для коллекции черпали из интернета.
Уже в 2015 модный дом Valentino представил коллекцию, во время которой модели вышли на подиум в рубашках, платьях и даже костюмах, украшенных вышитым орнаментом.
В коллекции присутствовали также давние безрукавки из овчины, которые на Гуцульщине еще принято называть «камизельками». Почти всю обувь дизайнеры обшили мешковиной. Модели также были одеты в верхнюю одежду, которую мы называем «жупанами».
Ну и когда говорим о мегапопулярности вышиванки, нельзя не вспомнить об украинском дизайнере Вите Кин. Именно ее вышитые платья можно увидеть на многих голливудских звездах.
Кстати, в 2015 The Wall Street Journal назвал ее платья самыми популярными летними нарядами года.
Однако, успех Кин можно объяснить не только популярностью самой вышиванки, но и свежими идеями и высоким качеством ее работ.
«Незабываемое качество – это фишка моей марки. Я уделяю внимание мелким деталям. Это для меня самое-самое любимое, это волшебный порошок на всем, что я делаю. В вышиванках очень много кропотливой ручной работы. Например, сборка на манжете и на рукаве: опытной портнихе, чтобы сделать два рукава, надо потратить почти день», – рассказала Кин в интервью украинскому изданию Vogue.