(29 мая 2020) Пандемия коронавируса и карантинные ограничения, которые с ней связаны, внесли коррективы в нашу жизнь. Театры вынуждены временно прекратить свою работу и не могут принимать зрителей. Но театральные деятели не опускают руки и находят новые способы взаимодействия с публикой и развития искусства.
Так, в Украине прошел первый театральный онлайн-фестиваль «Театр. нет», который объявил победителей.
Лучших определяли среди детских, юношеских, любительских и профессиональных театральных коллективов. Заявки на конкурс подавали не только украинские театры, но и коллективы из Угрощини, Финляндии, Латвии, Германии, Израиля.
«Народные (любительские) театры в Украине и в украинской диаспоре — это значительный творческий сегмент в современной украинской культуре, который требует внимания, изучения, анализа и желательно хотя бы моральной поддержки со стороны власти, то есть Минкультуры) — конечно, в том случае если Эркюль Пуаро поможет Зеленскому хотя бы до Нового года найти нужную кандидатуру на роль министра культуры. Потому что уже очень долго ищут.
Такой фестиваль и такое любительское движение — убедительное свидетельство, что интересные творческие идеи и инициативы часто рождаются не приказом сверху, а именно снизу, в лоне народных желаний творить свой культурный ландшафт. Создание такого культурного ландшафта в различных регионах Украины и в украинской диаспоре является свидетельством культурного здоровья нации, попыткой делать свой ареал современного Театра, без вмешательства на эту территорию низкопробной попсы и пошлых шоу-бизнесовых вирусов. Меня шокировало, что любители берут в сценическую работу серьезные тексты авторства Павла Арье, Григория Горина, Василия Стефаника, многих других значительных авторов.
Сегодня, когда во всем мире даже в так называемом профессиональном театре часто размытые художественные критерии и принципы, именно такие творческие инициативы снизу (от десятков народных театров) создают экологически чистую творческую территорию высокого сценического наива. То, что часто исчезает на академических сценах. Лидеры фестиваля — разные режиссеры и разные проекты. Объединяет их всех — творческое беспокойство и искреннее желание перечитать снова и снова с чистого листа даже очень известные тексты для Театра.
При хороших обстоятельствах (в будущем) — под патронатом и с возможной грантовой поддержкой Минкульта — режиссеры-лидеры фестивальных гонок могли бы получить право экспериментальных постановок и на разных сценических площадках Киева, Львова, Одессы, Франковска, Сум. Сценических площадок в Украине немало, поэтому и обновление творческой энергии сегодня никому не помешает». – прокомментировал итоги фестиваля Олег Вергелис, эксперт Фестиваля, театральный обозреватель ZN.UA.