(4 марта 2015) 4 марта 1870 года родился великий ученый-механик и инженер, новатор в области сварки, мостостроения и строительной механики, фундатор и первый руководитель Института электросварки АН Украины, Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской премии — Евгений Оскарович Патон.
Евгений Оскарович родился в французской Ницце, в семье русского консула. Получил блестящее домашнее образование. В 1892-1893 гг. проходил срочную службу в рядах Российской армии, служил в артиллерийских частях Киевского военного округа. Окончил Дрезденский политехнический институт в Германии по специальности инженер-строитель, после, уже как автор проекта Дрезденского вокзала, поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения в России, как специалист по сооружению мостов. В 1896—1907 гг. Патон работал в техническом отделе Николаевской (Петербургско-Московской) железной дороги. В 1907 году он стал начальником технического отдела службы пути Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги.
В 1934 году он организовал первый в мире Институт электросварки Академии наук УССР в Киеве, который с 1945 года носит его имя, и возглавлял его до конца своей жизни. В Институте электросварки Патон разрабатывал новые методы проектирования, расчета и создания сварных конструкций. Эти методы позволили значительно быстрее, дешевле и качественнее возводить корпуса производственных цехов, строить мосты, суда, цистерны, вагоны, паровые котлы, танки и т.д. Когда в США придумали сварку под флюсом, которая позволяет получать швы высокого качества, правительство СССР решило приобрести эту технологию. Следовало заплатить восемь миллионов долларов. Услышав про контракт, Патон обратился к правительству: не тратьте деньги, мы сами справимся. Евгений Оскарович сдержал слово и в его институте научились варить металл под флюсом. В 80 лет он руководил проектированием и строительством первого цельнометаллического 1542-метрового моста через Днепр в Киеве, который был создан без единой заклепки и назван именем Патона.
Во время войны АН Украинской ССР эвакуировали на юг Урала — в Уфу. Но Патон решил, что его коллектив поедет в Нижний Тагил, ведь там находился завод, на котором внедряли технологии патоновцев. В этот город эвакуировали Харьковский паровозостроительный, Днепропетровский и Мариупольский металлургические заводы. Это позволило развернуть в Нижнем Тагиле производство танков Т-34. Чтобы сварить корпус бронированной машины, опытному сварщику нужно было трудиться целые сутки. Патон со своим коллективом в кратчайшие сроки создал автомат, выполнявший эту работу за пару часов. В 1943 году за вклад автоматической сварки в обороноспособность промышленности страны Патону было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В конце 1940 годов Патон разработал новый метод автоматической сварки под флюсом, значительно ускоривший процесс сварки. Этот его труд был отмечен Государственной премией.
материал подготовил
Роман Мунтян