Из воспоминаний Головы Нижнекамской национально-культурной автономии Украинское товарищество «Вербиченька» Евгения Савенко, в юбилейный для актрисы год.
Сейчас имя Оксаны Петрусенко знакомо не многим в России. А было время, когда ее голос звучал практически ежедневно в радиоприемниках по всему Советскому Союзу. Легендарная украинская певица имела уникальный голос, который до сих пор не может повторить, даже богатая на таланты Украина. В 1927 году Оксана Андреевна, будучи драматической актрисой, именно в Казани начала карьеру оперной певицы. Голос Петрусенко в своем детстве я слышал часто из радиоприемника (лопушка), установленного во дворе и работавшего круглосуточно.
Оксана Петрусенко родилась 5 февраля 1900 года в г.Балаклаве возле г. Севастополь. При рождении была названа Ксенией. В нужде и бедности началась жизнь Ксении Андреевны. С 14-ти лет начала зарабатывать себе на жизнь, но к музыке тянулась всегда. Осенью 1918 года Ксения решила уйти из дома с музыкально-драматической труппою под руководством Степана Глазуненко. Первый театральный опыт молодой актрисы был неудачный, и через 2 месяца она пришла в Херсонский театр. Она встретила людей, добрые отношения с которыми сохранила на всю жизнь. Пела в хоре , иногда играла небольшие роли. После окончания Гражданской войны Херсонский театр распался. Долгих 7 лет Петрусенко выступала в составе передвижных музыкально-драматических коллективов. Но во всех труппах она отличалась своим чудесным неповторимым голосом.
В сентябре 1927 года в Казани Оксана Петрусенко получила предложение петь в оперной труппе Казанского оперного театра. С этим предложением обратился к ней известный Казанский дирижер Сергей Кальбин и Петрусенко согласилась. Казанский оперный театр в то время делил сцену с Татарским академическим театром. (Сейчас – театр им.К.Тинчурина.) В Казани она имела очень удачный дебют. 13 декабря 1927 года она пела партию Оксаны в опере П.Чайковского «Черевички». Петь партию Вакулы пригласили из Свердловского театра тенора Василия Москаленко. Он с таким удовольствием ухаживал за ней и целовал её на сцене, что сценический интерес перерос в большое чувство. Вскоре они начали вместе жить на улице Проломной (квартал ныне снесенный, напротив Никольской церкви).Спустя некоторое время отношения свои узаконили. В это время Петрусенко занималась с профессиональными преподавателями, совершенствуя свое мастерство. Зрители и критики обращали внимание на то, что она свои роли не только поет, а вживается в них «достигая в высокой степени художественной правды». Со временем совершенствовался дар драматической актрисы, шлифовался звонкий, чистый, сильный голос с изумительной богатством тембральных оттенков. Пела Петрусенко не только в театре. С удовольствием выступала в концертных программах, в том числе и благотворительных. У потомков Оксаны Андреевны, живущих в Киеве, я видел газету тех времен с отчетом о том, что состоялся благотворительный концерт организованный К.Тичуриным и собранные средства были переданы в детский дом. Выступала Оксана вместе со своим мужем и на афишах фамилия Москаленко стояла первой. Тогда было принято, чтобы в кинотеатрах перед сеансами в фойе выступали артисты. Оксана Петрусенко часто пела в кинотеатрах «Электрон» и «Унион» («Родина» и «Татарстан»), а затем с семьей шла на просмотр фильма. Популярность Петрусенко в Казани быстро росла и вскоре её назвали «наш украинский соловейко».Добрые отношения связывали Оксану Петрусенко с деятелями татарской культуры. Гай Тагиров, в последствии главный хореограф Татарстана, а тогда молодой актер, вспоминает о встречах с Оксаной (неоднократно они встречались втроем – Тагиров, Петрусенко и Салих Сайдашев), когда с удовольствием слушал, как живо и образно она рассказывала об Украине. Сохранились воспоминания о выступлениях Оксаны Петрусенко в щколе №7( ул.Бутлерова) и в Доме офицеров. Многие годы с Оксаной дружил преподаватель КХТИ Анатолий Мостаченко. Вот как он описывает выступление Оксаны Петрусенко « Оксана пела в Доме офицеров, окна были открыты настежь, и прохожие слушали её, стоя на улице. Прохожих было столько, что трамвай по улице Карла Маркса не мог проехать». А пела она без микрофона! Мастаченко бывал у неё дома и на даче возле Казани на берегу Волги.
С Казанским оперным театром Петрусенко много гастролировала по Татарстану и городам Поволжья. Достоверно выступала в Чистополе, Бугульме, несколько раз в Йошкар-Оле. Жизнь в Казани Оксане нравилась, у неё было много друзей, с удовольствием проводила время на берегу Волги. Летом 1928 года она покрылась таким сильным загаром, что для исполнения роли Аиды ей не нужно было гримироваться.
Летом 1929 О. Петрусенко и В. Москаленко совершили большое и весьма удачное творческое турне по городам поволжья. После турне их пригласили в Свердловский оперный театр. 27 сентября 1929 г. был дан большой прощальный концерт в помещении Татарского академического театра.
Приглашение в Свердловск безусловно было большим шагом вперед. Свердловский театр в те времена выгодно отличался своими выдающимися певцами и финансовым положением. В начале Петрусенко пела лишь в «Черевичках» Чайковского. Но уже через 3 месяца она пела главные партии во всех спектаклях и пела чудесно. В её репертуаре появилось много романсов. Свердловский период был непродолжительным (всего 2 года), но важным для совершенствования Петрусенко как оперной певицы.
В1931 семья переехала в Самару. До 1934 года О.Петрусенко пела в Самаре. 14 июля 1934 г. Петрусенко вместе с сыном и мужем приехала в Киев. С вокзала она сразу пошла в Киевский академический театр оперы и балета. Нашла директора и попросила устроить прослушивание. Оно было организовано сразу. Пела чудесно. Экзамен закончился бурными аплодисментами музыкантов и всех присутствующих в зале. Прослушивание было настолько удачным, что им сразу дали ключи от однокомнатной квартиры.
На следующий день Оксана принимала участие в концертной программе. Пение ее был ярким и индивидуальным, с красивой дикцией и артикуляцией. В огромных залах без всяких микрофонов было чудесно слышно каждое ее слово. Петрусенко продолжала совершенствовать оперный репертуар. Пела народные песни разных народов: грузинские , башкирские, татарские, белорусские. Залы во время ее выступлений всегда были переполнены, зрители ее любили. В начале марта 1936 г. в Москве проводилась декада украинской литературы и искусства. В плане были оперы «Наталка-Полтавка», «Снегурочка», «Запорожец за Дунаем».Декада началась с торжественного концерта, и уже там Петрусенко обратила на себя внимание ярким исполнением украинских песен и оперных арий. Ее торжественно приветствовали В.Барсова, Н.Нежданова, В.Обухова, И.Козловский. Пресса была переполнена доброжелательными откликами.
Триумф Киевского оперного театра нарастал с каждым днем. Газеты отмечали удачную игру всех актеров, но прежде всего Оксаны Петрусенко. Закончилась декада встречей с советским правительством в Кремле и приглашением на дачу к Сталину. На даче она снова пела и получила из рук вождя народов его собственный фотопортрет с дарственной надписью “Товарищу Оксане от Сталина”. После триумфального выступления в Москве Оксана получила признание, звание Заслуженной артистки УССР, орден «Знак Почета».
Весной 1937 г. были очень успешные гастроли в Ленинграде и полное признание ее таланта публикой.Петрусенко выступала не только в театрах, но и на предприятиях, в частности на Путиловском заводе, а также на кораблях Балтийского флота. Выступление на кораблях началось необычным образом. Однажды, в выходной день по набережной Невы прогуливались три украинские певицы, в том числе Оксана Петрусенко. К ним подошли морские офицеры, познакомились, разговорились. Молодых женщин пригласили в гости на корабль. На корабле им устроили интересную экскурсию, а затем попросили спеть. Вначале Петрусенко пела одна, потом в три голоса запели песню “Лугом иду, коня веду”. На воде их пение слышалось очень далеко. Моряки на соседних кораблях оставили службу, собрались у поручней и с удовольствием слушали. Пение певиц было встречено оглушительными аплодисментами и криками “Браво!!!”.
Первого сентября 1939 г. началась Вторая мировая война. 17 сентября советские сойска вошли в Западную Украину которая тогда была частью Польши. В составе творческой бригады артистов киевских театров Петрусенко поехала в Западную Украину. 20 сентября она была уже во Львове, поселилась в отеле «Жорж». Ее соседями были Александр Довженко и Юлия Солнцева, которые в то время снимали фильм «Освобождение». Для нее Дмитрием Покрасом и Александром Лебедевым-Кумачом была написана песня «Украина моя, Украина», которую Петрусенко очень трогательно пела. Командировка во Львов длилась 2 месяца.
8 июля 1940 года родила сына Александра. 15 июля, когда она уже готовилась к выписке домой, внезапно умерла. Похоронена она на Байковом кладбище города Киева.
Украина не забыла свою славную дочь. В Харьковской области активно работает дом-музей ее имени. В Киеве установлены две мемориальные доски (на фасаде театра, в котором она работала и на стене дома, где она жила). Регулярно в Херсоне и в Балаклее проводятся музыкальные конкурсы, посвященные выдающейся певице. Портрет Оксаны Петрусенко печатается на открытках и почтовых марках. Ее именем названы улицы в Киеве, Харькове, Херсоне, Севастополе. Голос Петрусенко и передачи, посвященные ее творчеству регулярно звучат на украинском радио.
В Татарстане украинцы также не забывают свою славную землячку. На фасаде театра им.К.Тинчурина, в котором Оксана Андреевна в 1927 году начинала карьеру оперной певицы, в её честь установлена мемориальная доска. Дважды в г.Нижнекамск проходили вокальные конкурсы, посвященные легендарной певице. В них принимали участие певицы не только из России и Татарстана, но и из Украины и даже Китая. Литературно-музыкальные вечера в честь Петрусенко проходили в Нижнекамске, Казани, Ижевске, Москве, Чернигове. Потомки Оксаны Петрусенко, живущие в Киеве, знают о нашей работе, всемерно её поддерживают, щедро делятся материалами из семейного архива.
Евгений Савенко,
Голова Нижнекамской национально-культурной автономии „Украинское товарищество „Вербиченька”