(12 сентября 2020) Редакция портала Ассамблеи и Дома дружбы народов РТ, в рамках рубрики «Киновыходной», продолжает знакомить с работами национальных киностудий. Сегодня, в День украинского кино, представляем фильм «Тарас Бульба».
Национальный профессиональный праздник работников кинематографии — День украинского кино (укр. «День українського кіно») — установлен Указом Президента Украины № 52/96 от 12 января 1996 года и отмечается ежегодно во вторую субботу сентября.
Первая украинская киносъемка состоялась в сентябре 1896 года в Харькове, где фотограф Альфред Федецкий снял несколько хроникальных сюжетов. А уже в декабре Федецкий устроил первый украинский киносеанс в Харьковском оперном театре.
История праздника
С дореволюционным кино на Украине связано творчество многих популярных актеров. Королевой экрана тех времен была Вера Холодная, которая родилась в Полтаве и много снималась в Одессе.
С 1909 года в Украине начали массово выпускаться комедии, драмы, водевили. Этому способствовало немалое количество частных киностудий, прежде всего в крупных городах: Екатеринославе (Днипро), Одессе и Киеве.
Впрочем, по-настоящему «революционными» для украинского кино стали 20-е годы ХХ века. В 1922 году было основано Всеукраинское фотокиноуправление, которому удалось реконструировать одесское и ялтинское предприятия, а в 1928 году ввести в строй Киевскую кинофабрику (будущую Киевскую киностудию им. А.Довженко). Здесь был снять фильм «Звенигора» (1928) и «Арсенал» (1929). В 1930 году появляется первый звуковой фильм — документальная лента Д. Вертова «Симфония Донбасса», «Земля» (1930) и много других, ныне менее известных, но чрезвычайно интересных фильмов.
Советские и украинские художники на протяжении прошлого века создали яркую киношколу, которая достойно обогатила мировое кино. В памяти навсегда останутся имена Александра Довженко, Ивана Кавалеридзе, Марка Донского, Сергея Параджанова, Леонида Быкова, Леонида Осыки, Ивана Миколайчука, Богдана Ступки и многих их талантливых творческих последователей. На протяжении последних лет в украинский кинематограф пришло новое поколение кинохудожников.
С 2003 года на Украине действует общегосударственная программа развития киноиндустрии, целью которой является создание надлежащих условий для развития кинематографии страны, возобновления роли и влияния национального кинематографа в культурной, социальной и духовной сферах жизни украинского народа, возобновления кинематографии как конкурентоспособной отрасли, совершенствования механизмов внебюджетного финансирования и привлечения в кинематографию Украины инвестиций.
Наши дни
Ныне украинское кино, одолев «великую немоту», рожденную годами безденежья, апатии снова заговорило. Этому способствовало несколько факторов: финансовая и законодательная поддержка со стороны государства, а также безумная вера и преданность делу всех работников кинематографа.
Украинская киноотрасль на сегодня вселяет надежду и оптимизм, демонстрируя качественно новые изменения и результаты, которые говорят сами за себя: с каждым годом количество украинских фильмов растет, а украинский кинопродукт становится все более востребованным как отечественным кинозрителем, так и на престижных международных кинофестивалях.
Ну, а в сам праздник все работники киноискусства получают поздравления от руководства, коллег и друзей с пожеланиями успехов на кинематографическом поприще. Также к этому дню, по традиции, приурочено проведение различных конференций, заседаний и круглых столов, посвященных проблемам и вопросам развития украинского кинематографа.
Название: «Тарас Бульба»
Жанр: боевик, драма, военный, история
Страны: Россия, Украина, Польша
Режиссёр: Владимир Бортко
Актёры: Богдан Ступка, Игорь Петренко, Владимир Вдовиченков
Возрастной ценз: 16+
Год производства: 2009
Слоган: «От любви до ненависти»
Режиссер: Владимир Бортко
Сценарий: Владимир Бортко, Николай Гоголь
Продюсер: Антон Златопольский, Рубен Дишдишян, Александр Потемкин.
Оператор: Димитрий Масс
Композитор: Игорь Корнелюк
Художник: Владимир Светозаров, Сергей Якутович, Марина Николаева.
Монтаж: Леда Семенова
Бюджет: $15 700 000
Сборы в мире: $18 874 808
Премьера в Росcии: 2 апреля 2009
Время: 131 мин. / 02:11
Аннотация
Этот фильм — героическая драма, экранизация одноименной повести Николая Васильевича Гоголя, вышедшая в апреле 2009-го, в год 200-летнего юбилея классика. Съемки проходили в России (киностудия «Ленфильм»), на Украине и в Польше.
Девятимесячные съемки, масштабные батальные сцены с участием тысячной массовки, 150 лошадей и 100 каскадеров. Текст от автора читает Сергей Безруков. В роли казака Шило — Михаил Боярский. Таким вы его еще не видели…
О фильме
Середина XVI века. Великое Польское королевство вступило в золотую пору расцвета своего могущества. Огнем и мечом польская шляхта покоряет украинскую землю, повсюду насаждая свои порядки. Земли захватывались вместе с людьми, вольных крестьян прикрепляли к земле. Сюда, в низовье Днепра, стекались все, кто не желал ходить в польских холопах. Очень скоро Запорожье стало центром казацкой вольницы и головной болью великой империи. Вчерашние рабы, разбойники становились здесь хозяевами судьбы всего своего народа.
Было у старого козака Бульбы два сына, гордость отца и запорожского казачества — младший Андрий и старший Остап. Двое сыновей уважаемого казацкого атамана возвращаются домой с учёбы. Хлопцы выросли, возмужали, и мечтают о подвигах. Отец решает поддержать рвение парней к приключениям, так что решает показать им жизнь в Запорожской Сечи. Как раз в это непростое время казаки активно воюют с Речью Посполитой. В боях под стенами Дубны не было их лучше.
Вскоре после отъезда атамана и его сыновей, на уязвимый хутор нападают поляки. Жена Тараса была убита. Мечтая о мести, старый казак собирает войско запорожцев и нападает на польскую крепость. Андрей и Остап присоединились к походу отца.
Запорожцы окружили ляшский город и решили брать его на изнеможение – голодом. Оказалось, что в голодном плену осталась подруга младшего сына Андрея. Парень познакомился с польской панночкой ещё во время учёбы и успел полюбить девушку. Втайне от отца, Андрей передаёт полячке хлеб, а вскоре ради любимой вообще переходит на сторону врага.
Предательство сына становится для Тараса непоправимой трагедией. Он не может простить Андрея. Тем временем к полякам прибывает подкрепление. Загнанный в глухой угол чередой несчастий атаман решается на отчаянные действия.
Фильм показывает и рассказывает о быте славных казаков. Они действительно были бесстрашными героями, но в то же время и простыми людьми, которым не чужды простые человеческие слабости.
Один предпочел отречься от отца, брата и Родины ради прекрасной польской панночки. Другой остался добрым казаком, но был схвачен поляками и публично казнен. Не осталось больше сыновей у старого Тараса. Осталось только одно желание — отомстить.
Режиссер Владимир Бортко о фильме:
Об актерах
«Выбор актеров всегда довольно сложный процесс. Ступка для меня в наибольшей степени соответствует образу Тараса Бульбы. С ним даже проб не было, потому что я достаточно видел то, что он делает.
С Остапом проб не было. Володя Вдовиченков приехал на пробы и на этом они закончились. С Андреем было сложнее – были пробы и в результате был выбран замечательный актер Игорь Петренко».
О фильме
«Для меня «Тарас Бульба» — это героическая драма. В фильме много боев, где-то 60%, но не это важно. Важно, что стоит за этими боями, кто с кем дерется, кого убивает и почему. Это гораздо важнее. Самое главное здесь — это актер и его игра. На вопрос кто кого предал – сын отца или отец сына. У меня однозначный ответ, как и у Гоголя – виноват Андрей. За что отец его и убил.
Все это печально, но, по-моему, он поступил правильно. Тарас плачет над убитым сыном, но есть вещи, которые делать нельзя. Можно делать все, что угодно, но нельзя предавать Родину. Это было понятно еще 6 тысяч лет тому назад, понятно и сейчас».
Актер Богдан Ступка
О герое
«Кинопроб у меня не было. Были пробы в костюме, думали над прической. Я сразу почувствовал большую ответственность, ведь у каждого свое представление, какой он Тарас Бульба. Есть рисунки Репина, дети в школе читают книгу, изучают историю. У Гоголя, например, написано: «Тарас вскочил на коня и конь почувствовал на себе двадцатипудовое бремя». Мы начали считать сколько это. Получилось 320 килограммов, то есть люди с таким весом не ходят. Может, это было романтическим преувеличением Гоголя? Ведь эта история — легенда. Гоголь приехал в Варшаву и где-то в какой-то деревне возле Каменец-Подольска услышал ее и решил сотворить произведение про Тараса Бульбу. А если говорить по сути, я бы никогда не смог сделать так, как мой герой. Какой бы не был сын, я бы так не поступил…»
О съемках
«Как артист я полностью доверяюсь режиссеру, потому что как бы я ни понимал, как бы я не знал произведение, глаз режиссера обязательно должен быть. Режиссер делает замечания, добивается того, что нам нужно обоим и я полностью ему доверяю. У нас была хорошая творческая атмосфера. Замечательные Игорь Петренко и Владимир Вдовиченков, Ада Николаевна Роговцева, которую я очень люблю, Сердюк Лесь – компания небольшая, но очень творческая».
Актер Владимир Вдовиченков
О пробах
«Владимир Бортко пригласил меня в Питер на пробы. Я снялся, он сказал — хорошо, работаем. Пробы в любом случае нужны для того чтобы понять, сможешь ли работать с данным режиссером, потому что так бывает, что замечательный артист, замечательная команда, но только друг другу они никаким образом не подходят. У нас на площадке была диктатура, что вполне меня устраивало. Я понимал, чего Бортко хочет и максимально старался выполнить его задачу, не забывая, что играть мне».
О подготовке к роли
«Когда начинаешь работать, начинаешь акцентировать внимание на материале, с которым работаешь. Читаешь сценарий, перечитываешь книгу, если встречаются какие-то непонятные моменты – обращаешься к людям, которые в этом понимают больше. Но здесь есть одна опасность. Кино – это не некое отображение действительности, это увеличительное стекло, художественный вымысел, поэтому тупо следовать вещам, которые были актуальны в то время тоже нельзя. Потому что многие современные зрители этого просто не поймут».
О герое
«Главной чертой в Остапе я отметил бы бескомпромиссность. Причем логика его поступков не всегда мотивирована. Желание быть таким как отец — главное. Все остальное отметается за ненадобностью. Он не болван, понимает, что на свете есть не только черное и белое, но для себя он ставит такие задачи. Я думаю, без этого он бы не выжил, не стал бы тем самым Остапом, то есть абсолютная бескомпромисность по отношению к себе и близким. Плюс он еще очень молодой, ребенок такой большой. Но при этом он в своей стихии. Когда он приезжает в Запорожскую сечь, то понимает — это его и ничего другого ему не нужно. Так и говорит: «Мое — это сечь – это сабли, батька, басурмане, которых надо рубить…» На плахе его рубят, ломают, а он молчит. Молчит и других заставляет, говорит, ни дай бог кто-то из вас слово скажет – прокляну., то есть люди, обрекающие себя на смерть, обрекают на смерть людей, находящихся рядом, может быть не всегда заслуживших смерть».
Актер Игорь Петренко
О герое
«Мне интересен персонаж Андрея. Андрей активный человек, романтик, он человек с искрой в душе. По мере работы его образ все время трансформируется. Если судить с позиций социума, как надо, как принято, предатель — Андрей. Но я могу его понять, этим мне и интересна эта роль. Я не считаю его абсолютным предателем. Предательство бывает разным, но в результате название ему одно – предательство. Но человек так устроен и ответ на этот вопрос в поступке, который он совершает. Андрей сделал шаг осознанный, не испугавшись смерти, перешел на сторону противника. Выбрал смерть ради любви. В этом и есть трагедия и драма человеческая».
Художник –постановщик Владимир Светозаров
О съемках
«Съемки проходили в Крыму, Киеве, Каменец-Подольске, Варшаве. Основным местом съемок стал остров Хортица, там, где жили Запорожские казаки. Там же в заповеднике мы, с помощью местных энтузиастов построили декорацию Запорожской Сечи. Работа была грандиозная – перед нами стояла задача досконально воссоздать предметы 16 века. Декорации изготавливались в Москве, Санкт-Петербурге, из Лондона привезли доспехи и оружие – точные копии реального, естественно безопасного для жизни. В Польше рядом с городом Хотин была построена декорация крепости, в которой снимали одну из самых захватывающих боевых сцен. С документальной точностью воссоздавался Хутор Тараса Бульбы. Нам помогали консультанты, сотрудники музеев живописи. Подготовительный срок был очень небольшой для такого масштабного проекта – всего 4 месяца, но нам удалось передать всю красоту и дух того времени».
Художник по костюмам Екатерина Шапкайц
«Специально для фильма было создано 2000 костюмов. Самой сложной была работа с военными костюмами, которые изготавливалась их металла и кожи. Это очень трудоемкая работа, которую делали несколько художников по металлу. Исторические костюмы Панночки воссоздавались с особенной точностью – кринолины, парча ручной работы, кружева. В Варшаве нам помогали консультанты по польскому костюму. В Киеве в публичной библиотеке мы нашли много книг по истории костюма, которые очень помогли нам для работы».
«Тарас Бульба» — это зрелищный фильм. Отличная игра актеров с достаточно бережным обращение с классическим текстом.
Все предельно точно, все, что мы видим на экране, есть в повести.
Для справки:
ВЛАДИМИР БОРТКО (режиссер-постановщик)
Родился 7 мая 1946 в Москве. После учёбы в Киевском геологоразведочном техникуме служил в армии, потом три года работал техником-электриком в «Военпроекте» в Киеве. В 1969 году Владимир Бортко поступил в Киевский государственный институт театрального искусства имени И. К. Карпенко-Карого, где учился в мастерской Р.Р.Ефименко и В.Л.Чубасова. Окончив институт в 1974 году, он работал ассистентом режиссёра на киностудии имени А. Довженко, а после режиссёром-постановщиком и в 1975 году поставил свой первый фильм «Канал». В 1980 году стал режиссёром-постановщиком на киностудии «Ленфильм», где поставил фильм «Комиссия по расследованию». Известность пришла к Владимиру Бортко после комедийной ленты «Блондинка за углом», на главные роли в которой режиссёр пригласил Андрея Миронова и Татьяну Догилеву. Экранизация повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» принесла Владимиру Бортко признание мировой кинообщественности — фильм был удостоен Гран-при кинофестиваля в Перудже. В 1991 году на экраны вышла военная драма «Афганский излом», в которой снялся популярный в те годы в Советском Союзе итальянский актёр Микеле Плачидо. Самые значительными телевизионные работы режиссёра: «Бандитский Петербург», «Идиот», и «Мастер и Маргарита».
Информационный центр ДДнТ