Перейти к содержимому
РОО «Объединенная украинская национально-культурная автономия в Республике Татарстан»

РОО «Объединенная украинская национально-культурная автономия в Республике Татарстан»

Основное меню
  • Портал
  • Главная
  • Об организации
    • Руководство
    • Структура
    • Документы
    • Контакты
  • Новости
  • Медиа
    • Видео
    • Фото
  • Гостевая
  • Главная
  • Новости
  • Отец украинской оперы

Отец украинской оперы

admin 16.02.2015

(16 февраля 2015) В этот день в 1813 году родился украинский композитор, певец, драматический артист, драматург, художник Семен Степанович Гулак-Артемовский.

портрет

На благодатной почве украинской народной музыки расцвел талант известного композитора и певца Семена Степановича Гулака-Артемовского. Родившись  в семье сельского священника, Семен должен был пойти по стопам отца, но эту семейную традицию нарушила всепоглощающая тяга мальчика к музыке. Поступив в1824 г. в Киевское духовное училище, Семен начал успешно заниматься, но очень скоро богословские предметы ему наскучили, и в аттестате ученика появилась такая запись: «способностей хороших, ленив и преленив, успехов малых». Разгадка проста: все внимание и время будущий музыкант отдавал пению в хоре, почти не появляясь на занятиях в училище, а позже — в семинарии. Звонкий дискант маленького певчего заметил ценитель хорового пения, знаток отечественной певческой культуры митрополит Евгений (Болховитинов). И вот Семен уже в митрополичьем хоре Софийского собора в Киеве, затем — в хоре Михайловского монастыря. Здесь юноша на практике постигал многовековую традицию хоровой музыки.

В 1838 г. пение Гулака-Артемовского услышал Михаил Глинка, и эта встреча решительно изменила судьбу молодого певца: он последовал за Глинкой в Петербург, отныне всецело посвятив себя музыке. Под руководством старшего друга и наставника Гулак-Артемовский за короткий срок прошел школу всестороннего музыкального развития и вокального обучения. Специально для певца М. Глинка написал две украинские песни: «Гуде вітер вельми в полі» и «Не щебечи, соловейко». Прогрессивные художнические убеждения его окрепли в творческом общении с кругом друзей Глинки — писателем Н. Кукольником, художниками К. Брюлловым, И. Айвазовским, музыкантами Г. Ломакиным, О. Петровым и А. Петровой-Воробьевой. Тогда же произошло знакомство с выдающимся украинским поэтом-революционером Тарасом Шевченко, перешедшее в верную дружбу. Под руководством Глинки будущий композитор настойчиво постигал секреты вокального мастерства и законы музыкальной логики. Опера «Руслан и Людмила» в это время владела помыслами Глинки, который писал о занятиях с Гулаком-Артемовским: «Я его готовлю в театральные певцы и надеюсь, что труды мои не будут тщетны»… Глинка видел в молодом музыканте исполнителя партии Руслана. Чтобы выработать сценическую выдержку и преодолеть недостатки манеры пения, Гулак-Артемовский по настоянию старшего друга часто выступал в различных музыкальных вечерах. Современник так описывал его пение: «Голос был свежий и огромный; но ни малейшей манеры и слова выговаривал отчаянно… Досадно было, хотелось восхищаться, а смех пронимал».

Однако тщательная, упорная учеба под руководством гениального педагога принесла блестящие плоды: уже первый публичный концерт Гулака-Артемовского прошел с большим успехом. Вокальное и композиторское дарование молодого музыканта расцвело благодаря длительной поездке в Париж и в Италию, предпринятой стараниями Глинки при финансовой поддержке мецената П. Демидова в 1839-41 гг. Успешные выступления на оперной сцене Флоренции открыли Гулаку-Артемовскому дорогу на императорскую сцену в Петербурге. С мая 1842 до ноября 1865 г. певец бессменно был в составе оперной труппы. Он выступал не только в Петербурге, но и в Москве (1846-50, 1864-65), гастролировал также в провинциальных городах — Туле, Харькове, Курске, Воронеже. Среди многочисленных партий Гулака-Артемовского в операх В. Беллини, К. М. Вебера, Дж. Верди выделяется великолепное исполнение роли Руслана. Услышав оперу «Руслан и Людмила», Шевченко писал: «Ну и опера! Особенно когда Артемовский поет Руслана, даже затылок почешешь, ей-ей правда! Замечательный певец — ничего не скажешь».

      Тонкое чувство театральности и верность родной музыкальной стихии — украинскому фольклору – характерны для сочинений Гулака-Артемовского. Большинство из них прямо связано с театральной и концертной деятельностью автора. Так появились романсы, обработки украинских песен и оригинальные песни в народном духе, а также крупные музыкально-сценические произведения — вокально-хореографический дивертисмент «Украинская свадьба» (1852), музыка к собственной комедии-водевилю «Ночь накануне Иванова дня» (1852), музыка к драме «Разрушители кораблей» (1853). Наиболее значительное творение Гулака-Артемовского — комическая опера с разговорными диалогами «Запорожец за Дунаем» (1863) — счастливо сочетает в себе добродушный народный юмор и героико-патриотические мотивы. Спектакль раскрыл разные грани дарования автора, который написал и либретто, и музыку, а также выступил в главной роли. Петербургская критика отмечала успех премьеры: «Г-н Артемовский показал свой блестящий комедийный талант. Его игра была исполнена комизма: в лице Карася он отобразил верный тип запорожца». Композитору удалось так живо передать щедрую мелодичность и зажигательную танцевальную моторику украинской музыки, что порой его мелодии неотличимы от народных. Потому они популярны на Украине наравне с фольклором.

В 51 год Гулак-Артемовский оставил сцену — артист стал стремительно терять голос. Его перевели в Москву, в Большой театр (благодаря покровительству великого князя Николая Николаевича). Через год Семен Артемовский ушел на пенсию, и с тех пор талант его проявлялся в рисовании миниатюр на слоновой кости, профессиональных занятиях статистикой (в 1854 составил «Статистико-географические таблицы городов Российской империи») и проектированием петербуржского водопровода (1858). Есть информация, что в Москву к Гулаку-Артемовскому приезжали болящие люди, как к популярному целителю, которых он лечил бесплатно.

      Умер Семен Степанович в 60 лет. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Потеряв троих дочерей, скончавшихся в малолетстве от болезней, он не оставил прямых потомков.

материал подготовил
Роман Мунтян

Продолжить чтение

Назад: 14-й гуманитарный конвой России прибыл в Донбасс
Далее: Рожденный в неволе

Связанные истории

В Набережных Челнах состоялся юбилейный концерт украинского ансамбля «Веснянка»

В Набережных Челнах состоялся юбилейный концерт украинского ансамбля «Веснянка»

30.04.2025
В Бугульме состоялся концерт украинского ансамбля «Водограй»

В Бугульме состоялся концерт украинского ансамбля «Водограй»

24.04.2025
Украинцы Татарстана выбрали нового председателя

Украинцы Татарстана выбрали нового председателя

11.04.2025

4W_bSTYHBEY

 

 

bn-of-rt bn-uslugi bn-ufms bn-anrussia bn-prch
 ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
© РОО «Ассамблея народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-99 E-mail: an-tatarstan@yandex.ru
ГБУ «Дом Дружбы народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-90 E-mail: mk.ddn@tatar.ru
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57