(16 февраля 2015) В этот день в 1813 году родился украинский композитор, певец, драматический артист, драматург, художник Семен Степанович Гулак-Артемовский.
На благодатной почве украинской народной музыки расцвел талант известного композитора и певца Семена Степановича Гулака-Артемовского. Родившись в семье сельского священника, Семен должен был пойти по стопам отца, но эту семейную традицию нарушила всепоглощающая тяга мальчика к музыке. Поступив в1824 г. в Киевское духовное училище, Семен начал успешно заниматься, но очень скоро богословские предметы ему наскучили, и в аттестате ученика появилась такая запись: «способностей хороших, ленив и преленив, успехов малых». Разгадка проста: все внимание и время будущий музыкант отдавал пению в хоре, почти не появляясь на занятиях в училище, а позже — в семинарии. Звонкий дискант маленького певчего заметил ценитель хорового пения, знаток отечественной певческой культуры митрополит Евгений (Болховитинов). И вот Семен уже в митрополичьем хоре Софийского собора в Киеве, затем — в хоре Михайловского монастыря. Здесь юноша на практике постигал многовековую традицию хоровой музыки.
В 1838 г. пение Гулака-Артемовского услышал Михаил Глинка, и эта встреча решительно изменила судьбу молодого певца: он последовал за Глинкой в Петербург, отныне всецело посвятив себя музыке. Под руководством старшего друга и наставника Гулак-Артемовский за короткий срок прошел школу всестороннего музыкального развития и вокального обучения. Специально для певца М. Глинка написал две украинские песни: «Гуде вітер вельми в полі» и «Не щебечи, соловейко». Прогрессивные художнические убеждения его окрепли в творческом общении с кругом друзей Глинки — писателем Н. Кукольником, художниками К. Брюлловым, И. Айвазовским, музыкантами Г. Ломакиным, О. Петровым и А. Петровой-Воробьевой. Тогда же произошло знакомство с выдающимся украинским поэтом-революционером Тарасом Шевченко, перешедшее в верную дружбу. Под руководством Глинки будущий композитор настойчиво постигал секреты вокального мастерства и законы музыкальной логики. Опера «Руслан и Людмила» в это время владела помыслами Глинки, который писал о занятиях с Гулаком-Артемовским: «Я его готовлю в театральные певцы и надеюсь, что труды мои не будут тщетны»… Глинка видел в молодом музыканте исполнителя партии Руслана. Чтобы выработать сценическую выдержку и преодолеть недостатки манеры пения, Гулак-Артемовский по настоянию старшего друга часто выступал в различных музыкальных вечерах. Современник так описывал его пение: «Голос был свежий и огромный; но ни малейшей манеры и слова выговаривал отчаянно… Досадно было, хотелось восхищаться, а смех пронимал».
Однако тщательная, упорная учеба под руководством гениального педагога принесла блестящие плоды: уже первый публичный концерт Гулака-Артемовского прошел с большим успехом. Вокальное и композиторское дарование молодого музыканта расцвело благодаря длительной поездке в Париж и в Италию, предпринятой стараниями Глинки при финансовой поддержке мецената П. Демидова в 1839-41 гг. Успешные выступления на оперной сцене Флоренции открыли Гулаку-Артемовскому дорогу на императорскую сцену в Петербурге. С мая 1842 до ноября 1865 г. певец бессменно был в составе оперной труппы. Он выступал не только в Петербурге, но и в Москве (1846-50, 1864-65), гастролировал также в провинциальных городах — Туле, Харькове, Курске, Воронеже. Среди многочисленных партий Гулака-Артемовского в операх В. Беллини, К. М. Вебера, Дж. Верди выделяется великолепное исполнение роли Руслана. Услышав оперу «Руслан и Людмила», Шевченко писал: «Ну и опера! Особенно когда Артемовский поет Руслана, даже затылок почешешь, ей-ей правда! Замечательный певец — ничего не скажешь».
Тонкое чувство театральности и верность родной музыкальной стихии — украинскому фольклору – характерны для сочинений Гулака-Артемовского. Большинство из них прямо связано с театральной и концертной деятельностью автора. Так появились романсы, обработки украинских песен и оригинальные песни в народном духе, а также крупные музыкально-сценические произведения — вокально-хореографический дивертисмент «Украинская свадьба» (1852), музыка к собственной комедии-водевилю «Ночь накануне Иванова дня» (1852), музыка к драме «Разрушители кораблей» (1853). Наиболее значительное творение Гулака-Артемовского — комическая опера с разговорными диалогами «Запорожец за Дунаем» (1863) — счастливо сочетает в себе добродушный народный юмор и героико-патриотические мотивы. Спектакль раскрыл разные грани дарования автора, который написал и либретто, и музыку, а также выступил в главной роли. Петербургская критика отмечала успех премьеры: «Г-н Артемовский показал свой блестящий комедийный талант. Его игра была исполнена комизма: в лице Карася он отобразил верный тип запорожца». Композитору удалось так живо передать щедрую мелодичность и зажигательную танцевальную моторику украинской музыки, что порой его мелодии неотличимы от народных. Потому они популярны на Украине наравне с фольклором.
В 51 год Гулак-Артемовский оставил сцену — артист стал стремительно терять голос. Его перевели в Москву, в Большой театр (благодаря покровительству великого князя Николая Николаевича). Через год Семен Артемовский ушел на пенсию, и с тех пор талант его проявлялся в рисовании миниатюр на слоновой кости, профессиональных занятиях статистикой (в 1854 составил «Статистико-географические таблицы городов Российской империи») и проектированием петербуржского водопровода (1858). Есть информация, что в Москву к Гулаку-Артемовскому приезжали болящие люди, как к популярному целителю, которых он лечил бесплатно.
Умер Семен Степанович в 60 лет. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Потеряв троих дочерей, скончавшихся в малолетстве от болезней, он не оставил прямых потомков.
материал подготовил
Роман Мунтян