(13 февраля 2015) В этот день 1892 года в Киеве родилась Мария Литвиненко-Вольгемут, украинская оперная певица, обладательница неповторимого лирико-драматического сопрано, неподражаемая актриса театра и кино.
Родное слово, песня, культура — смысл жизни и творчества Марии Ивановны Литвиненко – Вольгемут
Среди знаменитых вокальных исполнителей Украины Марии Ивановне Литвиненко — Вольгемут принадлежит особо почетное место. Она была не только талантливой певицей, но и большой патриоткой, для которой родное слово, песня, культура стали смыслом жизни и творчества. Гордилась тем, что в тяжелые годы XX ст. была инициатором постановок национальных опер, а также исполнителем произведений композиторов на украинском языке.
Родилась Мария 13 февраля 1892 г. в семье рабочего киевского завода „Арсенал” Ивана Литвиненко. Мать, Евдокия Копильченко, была простой крестьянкой с Полтавщины. Мария вспоминала: “У отца был прекрасный бас, мать тоже красиво пела”. Пятилетней девочкой она подпевала взрослым и выступала в церковном хоре.
Родители понимали, что этого мало для успеха на музыкальном поприще и девушку определили учиться в Киевское музыкальное училище, которое считалось одним из лучших заведений такого типа.
— Такая маленькая, а такой голос! — Садовский Н.К.
После окончания училища Мария попадает в украинский музыкально-драматический театр под руководством выдающегося артиста и режиссера Николая Садовского. Пробоваться к нему в театр она пришла 17-летней, после окончания музучилища. „Такая маленькая, а такой голос! ” — воскликнул Николай Карпович, когда она запела. На следующий день ее фамилия появилась на афишах театра Садовского. В труппе было принято помогать новичкам «встать на ноги». Например, молодым при поступлении в театр старшие актрисы давали свои костюмы. Марии Литвиненко досталась корсетка, запаска и еще кое-что от Марии Заньковецкой. Обладая способностью распознавать таланты Садовский сразу решился доверить юной артистке роль Оксаны в бессмертной опере „Запорожец за Дунаем“ Семена Гулака — Артемовского. Ее первые же выступления были тепло встречены общественностью. Вот что писал по этому поводу Максим Рыльский: „Когда Мария Литвиненко вышла на сцену украинского театра Садовского она сразу засияла ярким светом — появилась новая театральная звезда”.
— Молодец! Всегда буду рад видеть вас у себя! – Шаляпин Ф.И.
В 1914 г. она оставляет Украину и несколько лет работает в Петербургской „Музыкальной драме” под руководством прославленного режиссера И. Лапицкого, где выступала в „Снегурочке” Н. Римского-Корсакова, „Пиковой даме”, „Черевичках” П. Чайковского, „Каменном госте” А. Даргомыжского, „Аиде” Д. Верди, „Кармен” Ж. Бизе, „Фаусте” Ш. Гуно и других операх. Желанию освоить все лучшее в искусстве столицы способствовали контакты М. Литвиненко с выдающимся мастером оперной сцены Федором Шаляпиным. Однажды он посетил театр. В антракте зашел за кулисы и поблагодарил Марию Ивановну за исполнение партии Снегурочки. Так прямо и сказал: „Молодец! Всегда буду рад видеть вас у себя!” Встречалась также с Леонидом Собиновым и Антониной Неждановой. Она наслаждалась их прекрасным пением и правдивой игрой, а они в свою очередь охотно посещали спектакли с участием украинской певицы, делились с ней своими впечатлениями, высказывали дружеские пожелания. Однако все помыслы Марии были о самом дорогом и родном национальном искусстве. За полтора года она подготовила
одиннадцать ведущих партий — фактически весь основной репертуар лирико-драматического сопрано. Летом 1915 г. она вышла замуж за Григория Вольгемута, опытного украинского театрального администратора.
В 1919 г. вместе с Лесем Курбасом, Анатолием Петрицким, Яковом Степовым, дирижером Петром Гончаровым и балетмейстером Михаилом Мордкиным основывает украинскую музыкальную драму и в премьере “Утопленница” Лысенко исполняет роль Панночки. Следующей премьерой должна была стать „Галька”. В этой постановке Леонид Собинов согласился петь партию Йонтека, но спектакль не состоялся — в Киев вступили деникинцы. Впоследствии, вместе с мужем Григорием Вольгемутом, Мария Ивановна создает Украинскую районную оперу и поет для рабочих, крестьян, интеллигенции, солдат. В 1920 г. организует Первый трудовой кооператив украинских артистов с центром в Киеве, где идут оперы Лысенко, Монюшко, Чайковского, Даргомыжского, Гуно, Пуччини. Этот небольшой коллектив объездил многие города. Здесь начинает и педагогическую деятельность в народной консерватории.
Артистка в Харькове с условием, что половину своего репертуара будет петь на украинском языке.
Мария Ивановна стремится нести на оперной сцене родное слово. Однако руководство театра ее будто и не слышит. И тогда артистка дает согласие стать солисткой харьковской сцены, но с условием, что половину своего репертуара будет петь на украинском языке. В 1923 г. открылся в Харькове первый Украинский государственный театр оперы и балета. С исключительным успехом певица исполняла партии Ярославны в „Князе Игоре” Бородина, Одарки в „Купале” Вахнянина, „Турандот” в одноименной опере Пуччини. В Харькове состоялись исторические постановки „Запорожца за Дунаем” с участием Панаса Саксаганского, Марии Литвиненко — Вольгемут и Ивана Козловского. Тенор Иван Козловский, который в январе 1923-го был партнером Марии Литвиненко-Вольгемут, вспоминал: «Я настолько был восхищен исполнением Марии Ивановны, так сильно любил ее Гальку, что выхватил из массовки довольно полную певицу и вынес ее на площадь перед костелом. Мне хотелось показать, что она такая легкая, как легкое, свободное и прекрасное ее пение». В 1935 г. выступает в родном Киеве. В марте того же года ее ожидал триумф во время Первой декады украинского искусства и литературы в Москве, за исполнение партии Одарки („Запорожец за Дунаем”), и украинских песен в концертах. Она стала народной артисткой СССР в 1936, в 1940 году гастролировала во Львове.
В годы войны Мария Ивановна часто выезжала с концертами в действующие армии.
Во время Великой Отечественной войны выезжала на Юго-Западный фронт, где пела перед воинами на фронте и перед ранеными в госпиталях, в 1945 году — в Югославию. В грозные и трудные дни вместе с артистом И. Паторжинским гастролировала во многих городах Украины, Урала, Сибири, Кавказа, Крыма и за рубежом: Франкфурт-на-Майне (Международная музыкальная выставка), Берлин, Мюнхен, Гамбург, Лейпциг.
Мария Ивановна была солисткой Киевского театра оперы и балета. Она имела сильный чистый голос, высокоразвитую вокальную технику, ее репертуар включал более 70 оперных партий, где созданы яркие образы, отмеченные национальным колоритом. Работала профессором Киевской консерватории. Награждена Государственной премией, орденами и медалями. Она снялась в роли Одарки в фильме В. Лапокниша „Запорожец за
На протяжении всей творческой деятельности отдала много сил делу подготовки молодых специалистов.
Я успела сыграть все, что хотела
В 1944 – 1966 гг. жила в Киеве. Весной 1966 года, незадолго до смерти, тяжело больная Мария Литвиненко-Вольгемут лежала в больнице. И тут по радио начали транслировать арии в ее исполнении. Медсестра бросилась в ее палату выключить приемник, чтобы пожилая певица не разволновалась. Но когда зашла на лице Марии Ивановны застала улыбку. Мария Литвиненко-Вольгемут попросила оставить передачу.
— Я ничуть не грущу. Я успела сыграть все, что хотела.
В апреле 1966 остановилось сердце Марии Ивановны , и поскольку ее прямых потомков не осталось , имущество унаследовала государство. Похоронена на Байковом кладбище Киева.
материал подготовил
Роман Мунтян