(14 марта 2017) В мае киевское издательство «Основи» выпустит альбом-исследование об украинских мозаиках советского периода Decommunized: Ukrainian Soviet Mosaics. Его автором стал фотограф-документалист Евгений Никифоров, который на протяжении трех лет снимал образцы монументального искусства по всей Украине.
«Это моя попытка создать документ своего времени через призму монументального искусства, изучить его роль в городском пространстве и реакции общества на некогда противоречивые детали нашей истории. Кроме того, важной задачей для меня было сделать срез уцелевших произведений советских монументалистов и проследить особенности этих работ в разных регионах страны», – поделился с Cultprostir Евгений Никифоров.
В книгу вошло около 200 фотографий мозаичных панно, сделанных во время путешествий по украинским городам и поселкам. Евгений собирал информацию о них в архивных документах, периодических изданиях 1960-1970-х годов, социальных сетях и искал их местонахождение с помощью Google-карт и других сервисов геолокации.
«Не до всех мозаик есть доступ, ведь большое количество работ находится в зданиях, которые пребывают в частной собственности, на заводах, военных объектах и в метро, где снимать запрещено, – рассказывает фотограф. – Приходилось потратить много времени на договоренности и поиск необходимых контактов. Также помешал так называемый «декомунизацийний закон», который обязывает убрать коммунистическую символику из публичного пространства. Случалось даже, что некоторые работы исчезали через день после того, как мне их удалось снять».
Евгений считает декоммунизацию положительным явлением для Украины, но считает, что ее не всегда проводят разумно.
«Этот процесс надо было запускать значительно раньше, но мы не можем слепо уничтожать все, на чем есть нежелательная символика и персонажи, – объясняет свою позицию Евгений. – Для контроля процесса демонтажа запрещенной символики были созданы экспертные комиссии, но на практике вряд ли к ним кто-то прислушиваются. Демонтируя памятки культуры, государственные институции пытаются стереть историю с лица городов и создать в ней «белые пятна».
Никифорова не меньше волнует и то, чем заменят пустые постаменты и чистые стены. По его мнению, под некоторыми противоречивыми работами стоит размещать таблички с описаниями преступлений конкретного режима, в который они были установлены, или отдельных личностей, которым посвящены эти работы.
«Таким образом, будущие поколениям поймут, почему эти символы и персонажи пребывают «вне закона». Я считаю, что только с помощью образования можно избежать появления новых тоталитарных режимов», – подытожил Евгений Никифоров.