(25 октября 2021) Выставка расположилась в галерее Artarea, где представлены инсталляции, VR и NFT-экспонаты. Всего 50 работ художников из Испании, Франции, Италии, Великобритании, Нидерландов, Германии, Португалии, Шотландии, Румынии, Ирана, Канады, Японии, Тайваня, Южной Кореи и Украины.
Испанец Юрий Лех Полански, международный куратор биеннале, так представил основную тему: «Медиа и цифровые технологии меняют мир. Появление «человека цифрового» несет свободу и опасность, поэтому сегодня именно диджитал и медиахудожники могут как никто другой исследовать уровни свободы в новой системе координат. Искусство — это дух эпохи, отпечаток конкретного времени. Общественные протесты, карантин привели к скачку диджитализации всех процессов. Сегодня искусство служит новым инструментом коммуникации и говорит с нами современным языком на всех уровнях восприятия, на внешнем и подсознательном».
На экспозиции поразило видео как соединение «внешнего и подсознательного», когда по периметру огромного зала демонстрировалось кино, а ты находишься в центре некоего мира — космоса, города, сада, в зависимости от транслирующейся панорамы. Это рождало ощущение сна наяву.
Народ бросился за массивными виртуальными очками, лежащими на столе. Из шести видеопроектов запомнились свободно дрейфующие кораллы во Вселенной и вечеринка с эффектом присутствия: в очках ты мог вертеть головой и видеть то, что находится спереди и сзади, — барную стойку и диджея.
Среди украинского видеоарта отметим поэтический фильм Олега Шупляка. Свои 60 живописных полотен он соединил в видео «Украинский космос», где хата — это колыбель для малыша, привязанная к звездам, лапы елей разделяются и превращаются в летящих журавлей, пашня приобретает черты лежащей красавицы в платке из ветвей, а макушка ребенка становится крутящейся Вселенной. Это настолько очаровывало, что многие зрители по нескольку раз смотрели это чудо-видео.
На втором этаже нас встретил жизнерадостный украинский художник Олег Харч. На стене было нечто вроде арт-иконостаса с круглыми портретами покорителей космоса, убранными рушниками, на которых вместо обычных узоров красовались ракеты и спутники. Но главная вещь Харча называлась «Велкам Илон Маск» — это огромный поднос, укрытый рушником с портретом Маска, а сверху — каравай в виде трех ракет. Художник специально взял его в руки, чтобы продемонстрировать в действии. «Приезжает к нам в Украину Илон Маск, — говорит Харч, — а мы его встречаем хлебом-солью: это тройной каравай в форме одной из первых ракет Space X. Рушник и хлеб — приветствие по нашей украинской традиции». Торжественная пауза. «Фотографируйте быстрее, — хрипло проговорил художник, — а то держать в руках тяжело». Что касается Доски Космического Почета, то Харч так объяснил идею: «Это лично мой реестр космонавтов: половина советских, половина американских и наш украинский Леонид Каденюк, который всю жизнь готовился летать на советских кораблях, а полетел на «Шатле». Что касается собственного стиля, то Олег разъяснил: «Я объединяю в своем творчестве неонаив и диджитал-арт — у меня QR-код под каждой картиной на ссылку, где записан трек со звуками, которые, возможно, слышат космонавты в космосе. Треки длиной от 40 сек. до 20 мин.». Мы послушали — что-то вроде нью-эйдж: тягучие электронные пассажи, перекрываемые морзянкой, они неплохо погружали в космическую атмосферу.
Небольшой ажиотаж породил интерактивный экспонат Metamorphy француженки Анаис Мед тен Анкст. Прикасаясь к ткани на круглом экране, ты видишь вокруг своих рук разноцветные, меняющиеся поля. «Проект, который я представляю, — это произведение о взаимодействии человека и окружающей среды, — рассказывает художница о своем экспонате. — Взаимодействие проходит через прикосновение — мы приглашаем людей трогать экран из ткани и видеть реакцию на это касание».
«Появление «человека цифрового» несет свободу и опасность. Диджитал и медиахудожники могут как никто другой исследовать эти уровни свободы в новой системе координат»
Последнее видео, имевшее повышенный спрос у посетителей, — «Лед» испанца Перу Медема. Надев виртуальные очки, ты попадаешь в портал, двигаешься среди величественных ледяных пирамид и оказываешься на площадке среди гор. Став в некий открытый лифт, начинаешь спуск с большой высоты, здесь реально захватывает дух. Потом оказываешься внутри храма, у которого нет крыши, и наблюдаешь движущуюся мистерию космоса с тысячами разноцветных звездных систем. Впечатляет!
Цифровая биеннале в галерее Artarea продлится до 30 октября включительно, ул. Софиевская, 11–15. Вход свободный.